8 (928) 111-80-79

г. Ростов-на-Дону
пр.Ворошиловский,6а
оф. 312

г. Ростов-на-Дону, пр.Ворошиловский,6а,оф. 312

ВСЕ УСЛУГИ УСЛУГИ

Подводим итоги 2020 года

Подошел к своему завершению 2020 год. Он был непростым для всего строительного комплекса: пандемия и связанный с ней экономический кризис заставили власть и профессиональное сообщество проделать огромную работу по сохранению стабильности. По понятным причинам плановых показателей достичь не удалось, однако стройка устояла и продолжает вытягивать экономику нашей страны, констатирует «Правда о СРО».

Во многом это произошло благодаря кадровым изменениям в российском правительстве. В начале уходящего года в составе обновленного кабинета министров на должность «строительного» вице-премьера был назначен бывший заммэра Москвы Марат Хуснуллин, получивший полномочия координировать государственную политику в сфере строительства, архитектуры и градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, а также работу ключевых для саморегулируемых организаций строительной отрасли ведомств – Минстроя России и Ростехнадзора (в установленной сфере деятельности).

В том же январе 2020 года на пост первого заместителя министра строительства и ЖКХ РФ был назначен бывший министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Ирек Файзуллин, которому потребовалось меньше года, чтобы сделать очередной карьерный скачок и занять кресло руководителя Минстроя России, сменив Владимира Якушева.

Наконец, под занавес уходящего года президент Республики Татарстан Рустам Манниханов был назначен председателем комиссии Государственного совета по направлению «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда». Таким образом, в новый – 2021-й год – строительная отрасль въезжает на тройке бывалых профессионалов. Строительная отрасль определенно попала в крепкие руки.

Продолжая тему глобальных изменений, нельзя обойти стороной отдельные законодательные и нормотворческие инициативы, которые либо получат свое развитие в будущем, либо навсегда останутся в году уходящем. Так, где-то в правительственных коридорах затерялся «оптимизационный законопроект», подготовленный ФАС и Минфином России в целях комплексного совершенствования системы государственных закупок. Несмотря на то, что документ так и не был внесен на рассмотрение Государственной Думы, мы уверены, что у него еще все впереди. Здесь же добавим, что в законодательство о государственных закупках в 2020 году было внесено множество маленьких поправок, направленных на его оптимизацию – пусть пока и не системную.

Зато были благополучно приняты два федеральных закона, заложивших основу реформы контрольно-надзорной деятельности, и закон о Едином государственном заказчике в сфере строительства. На полноценный запуск новой структуры управления строительным госзаказом законодатель закладывает не более календарного года.

Как всегда, при больших переменах не обошлось без конфузов: в результате кадровых пертурбаций в Минстрое России, строительные чиновники пропустили сроки выпуска ряда нормативных правовых актов на смену документам, попавшим под «регуляторную гильотину». В результате, с 1 января 2021 года перестанут действовать сразу три нормативных документа, регулирующих порядок размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительного комплекса, порядок ведения Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, а также порядок аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Попадут ли в этой связи под действие «гильотины» чиновничьи головы, мы узнаем совсем скоро, а пока – виват, Анархия!

Также мы в этом году не дождались утверждения Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года, что закономерно: предыдущая редакция проекта документа была подготовлена в прежние, доковидные, времена и ее стратегические ориентиры в условиях экономического кризиса стали недостижимы. Новую редакцию проекта Стратегии-2035 подготовил Российский союз строителей, который в последние месяцы уходящего года тесно взаимодействовал с Минстроем, но документ пока не смог преодолеть стадию обсуждения с профессиональным сообществом.

Не случилось в уходящем году и полноценного перехода отрасли на ресурсно-индексную модель ценообразования в строительстве, но зато была презентована свежая «дорожная карта», в соответствии с которой Минстрой России обещает перейти на формирование сметной стоимости ресурсно-индексным методом во II квартале 2022 года.

Институт строительного саморегулирования в уходящем году также был щедр на инициативы и метаморфозы. Национальное объединение строителей в числе мер поддержки строительной отрасли добилось принятия поправки, разрешающей СРО выдавать льготные займы своим членам из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Благодаря лоббистам, законодатели впервые в истории саморегулирования разрешили распечатать компенсационные фонды СРО. Впрочем, мало кто рискнул этим разрешением воспользоваться – вопрос ответственности в случае невозврата займа так и остался неурегулированным.

Увидели свет и другие поправки в Градостроительный кодекс. Так в случае принятия законопроекта Ирины Яровой, который благополучно прошел первое чтение, кредитные организации смогут контролировать целевое использование средств компенсационных фондов строительных саморегулируемых организаций. А принятие законопроекта Павла Федяева позволит Советам НОСТРОЙ и НОПРИЗ использовать часть дохода от размещения и инвестирования средств компфондов исключенных СРО на собственные нужды. Сами СРО тоже смогут сократить свои траты на содержание национальных объединений – и тоже за счет использования доходов, полученных от размещения компенсационных фондов. Напомним, что размер выплаты на содержание НОСТРОЙ с середины будущего года составит 6 800 рублей за одного члена СРО – экономический и эпидемиологический кризис не помешал руководству Национального объединения строителей продавить увеличение размера отчислений на свое содержание.

Также ожидает своего часа и законопроект о независимой оценке квалификации специалистов, внесенных в НРС. Версия законопроекта в редакции депутата Надежды Епифановой была отложена до лучших времен, а вариант Минстроя России так и не добрался до парламентских коридоров.

Не обрел вид закона и очередной законопроект, направленный на «амнистию» саморегулируемых организаций, утративших часть средств компенсационных фондов вследствие банкротства кредитных организаций. С другой стороны, еще под занавес 2019 года Поручение от 13 сентября 2017 г. № ДК-П9-6031 о проведении внеплановых проверок соответствия СРО требованиям градостроительного законодательства было снято с контроля. А во втором квартале уходящего года и иные проверки были приостановлены – в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции и снижения нагрузки на бизнес. Таким образом, в 2020 году требование о размещении на специальных банковских счетах компфондов в их «историческом максимуме» было временно отодвинуто на периферию, что помогло десяткам саморегулируемых организаций сохранить свой статус. И это – хорошо!

К слову о государственном контроле и реестре саморегулируемых организаций. За 2020 год саморегулируемое сообщество покинули всего четыре СРО: «Центр объединения изыскателей «СФЕРА-А» (СРО-И-039-11012013), «Центр объединения проектировщиков «СФЕРА-А» (СРО-П-159-06082010), «Строительный комплекс Волгоградской области» (СРО-С-138-22122009), и «Гильдия проектировщиков Сибири» (СРО-П-051-11112009).

Места ушедших заняли четыре новые СРО: Ассоциация изыскателей Северо-Кавказского округа (СРО-И-049-21052020), Ассоциация проектировщиков «Объединение организаций архитектурно-строительного проектирования» (СРО-П-217-23102020), Ассоциация «ИНЖГЕОСТРОЙ» (СРО-И-050-23102020) и Ассоциация «Региональный строительный комплекс» (СРО-С-303-25122020).

В числе инициатив реализованных в уходящем году также стоит упомянуть выход приказа Минстроя России от 06.11.2020 года № 672/пр о расширении перечня направлений подготовки специалистов, сведения о которых могут быть включены в НРС. Во многом благодаря перечню из 618 специальностей Национальный реестр специалистов продолжил прирастать: за 2020 год количество специалистов по организации строительства увеличилось на 17 432, а специалистов по организации инженерных изысканий и проектирования – на 10 665.

Нельзя не отметить качественный скачок в применении цифровых и дистанционных технологий, который саморегулирование совершило вместе со всей страной. Многочисленные конференции и круглые столы, заседания коллегиальных органов и общие собрания, и даже Всероссийский съезд членов Национального объединения изыскателей и проектировщиков прошли в этом году в режиме видеоконференцсвязи.

Несмотря на ограничения личного общения, саморегулируемому сообществу удалось укрепить связи с Минстроем России: в Общественном совете при министерстве появилась Комиссия по саморегулированию в строительстве, а НОПРИЗ подписал соглашение с Главгосэкспертизой о сотрудничестве, предусматривающем информационный обмен и взаимное консультирование.

Также стоит отметить, что завершение эпохи перемен и смена руководства в НОСТРОЙ благоприятно сказалась на медиа-активности саморегулируемых организаций и отдельных ее представителей. В 2020 году политический вес прокачали Наталья Разумова и Союз Строительных компаний Урала и Сибири, Максим Федорченко и Ассоциация строительных организаций Новосибирской области, Александра Белоус и Ассоциация «Поддержки организаций строительной отрасли», Андрей Таушев и Ассоциация «Альянс строителей Оренбуржья» и многие другие саморегулируемые организации, получившие статус платиновых по версии Рейтинга влияния строительных СРО.

В целом для саморегулирования уходящий год можно смело назвать благоприятным. В совокупности количество вступлений пусть не на много, но превысило количество исключений. Сокращения полномочий и увеличения ответственности СРО не случилось, а вот сокращение внешних проверок, и административного контроля – наоборот.

Как стратегическая отрасль, строительство благодаря пандемии получило беспрецедентные меры финансовой поддержки, а скоростное снижение административных барьеров и обязательных требований время от времени удивляло даже самих чиновников.

Саморегулируемые организации также внесли посильный вклад в поддержку участников рынка. За прошедшие двенадцать месяцев многие СРО принимали решение не увеличивать размер ежемесячных членских взносов, а в отдельных случаях такие взносы даже уменьшались или вовсе упразднялись на краткий срок.

Источник: Правда о СРО

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА